• View Documentation
  • Submit a Support Ticket
  • Suggest a Feature

You have the latest version of ColorLabs Framework

→ Your version:

Украинский компас | Открытая левая | Один шаг действительного движения важнее целой дюжины программ (Маркс)
27.11.2013

Открытая левая

Политика, Статьи
  • Кто и зачем?

Украинский компас

Редакция / 27 ноября 2013 /

Евромайдан как симптом кризиса партийной политики. Что делать левым? Комментарии Виталия Дудина, Виталия Атанасова и Алексея Радинского.

majdan1

«Открытая левая» внимательно следит за событиями в Украине. Мы будем знакомить наших читателей с комментариями украинских активистов, столкнувшихся с феноменом массового движения, которое сложно вписать в привычные схемы — как и «болотные» протесты в России. Ситуация быстро меняется — последние новости можно узнать в специальной FB-группе левых и анархистов.

dudinВиталий Дудин, активист социалистического объединения «Левая оппозиция»

Евромайдан вопреки многим пессимистическим прогнозам стал, пожалуй, самой заметной акцией c момента Оранжевой революции. Протестов, сравнимых по размаху с маршем 24 ноября, не было ни в моменты кризиса 2008 года, ни во время избирательных кампаний. И нынешняя протестная волна застала украинских левых врасплох, поскольку даже позиции по вопросу о евроинтеграции они не имели. И одна из причин, по которой левые преодолели свое отвращение к «большой политике» и вышли на Евромайдан, — это озвученное одной из частей Евромайдана желание избавиться от влияния политических партий.

На данный момент Евромайдан разделен на два условных лагеря. Первый находится на Майдане Независимости. Он состоит из гражданских активистов, то есть представителей либеральных неправительственных организаций, которые развлекают людей выступлениями известных журналистов и музыкантов, поддержавших в свое время Майдан в 2004 году (как, например, певица Руслана). Кроме флагов ЕС здесь нет никакого общего для всех смыслового наполнения. Но с другой стороны, этот лагерь является местом для открытого политического высказывания.

Другой лагерь, на Европейской площади, почти полностью состоит из сторонников парламентской оппозиции. Само присутствие среди демократических сил правой партии «Свобода», сотрудничающей с греческой «Золотой зарей», дает приблизительное представление о том, какую демократию здесь намерены построить. Лагерь является более радикальным по форме, но вряд ли его можно назвать наполненным каким-либо прогрессивным смыслом. Скорее это место для выпуска пара: неоднократно с этого места организовывались безрезультативные «набеги» на Кабмин Украины. Либеральные журналисты подозревают в этих набегах абстрактных провокаторов, хотя понятно, что за этими действиями стоит «молодежка» партии ВО «Свобода». Между тем депутаты-«свободовцы», видимо, сами испугались чересчур радикального сценария, поэтому вовремя заставили своих подопечных прекратить столкновения с бойцами «Беркута» в день стотысячного марша 24 ноября.

Складывается впечатление, что обоим лагерям нечего сказать своим сторонникам, кроме националистического приветствия «Слава Украине — Героям Слава». Социальный состав обоих лагерей самый разнообразный — начиная от студентов и заканчивая шахтерами из Независимого профсоюза горняков Украины.

Какова роль левых в этом процессе, как они интерпретируют происходящее? По их мнению, в форме Евромайдана проявилось недовольство социальным неравенством, коррупцией и нарушениями прав человека. Евромайдан вряд ли удастся повернуть влево, но это место, где потенциально можно найти новых сторонников. Однако для этого следует прилагать усилия к тому, чтобы избавлять людей от стереотипов. Например, напоминать, что свобода возможна только без дискриминации, а имеющиеся у европейцев социальные блага были «выбиты» у правящего класса.

Часть левых, представленных студенческим профсоюзом «Прямое действие», полагает, что акцентировать внимание следует исключительно на конкретных улучшениях, таких как бесплатный транспорт или доступное образование, существующее в ряде стран ЕС. Однако левые в таком формате просто «теряются» и складывается впечатление, что они просто повторяют мантры либерального мейнстрима.

Evrosocializm1

Наше объединение «Левая оппозиция» выдвинуло свои требования: мы поддерживаем подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС, однако без создания Зоны свободной торговли, убивающей украинскую промышленность. Ассоциация подразумевает сотрудничество в гуманитарной сфере (научной и образовательной), требования изменить избирательное и антикоррупционное законодательство, а также правоохранительную систему. Европейские институции могут стать инструментом давления на украинскую власть, поскольку она формально будет связана целым рядом обязательств. Тем не менее, по вопросу евроинтеграции внутри «Левой оппозиции» нет единодушия.

Мы не стесняемся термина «евросоциализм» — мы за повышение зарплат и соцобеспечения, доступность образования и медицины, а также за прогрессивное налогообложение богатых. Наш ориентир — «Европа социалистическая», то есть страны, отказавшиеся от неолиберальной модели. Разумеется, в ЕС социал-демократия сегодня представлена лишь на уровне отдельных стран, и мы сознаём, что принудить власть к реформизму в духе датской или шведской социал-демократии можно сегодня только путем, близким к революции. Кроме нас почти никто в нынешнем протестном движении не разъясняет, что большая часть того, что мы подразумеваем под хэш-тегом #Европа, есть результат деятельности профсоюзов и левых партий, которых на Украине практически нет.

Скорее всего, если власть не приложит усилий для силового демонтажа Евромайдана, он исчезнет после неудачного Вильнюсского саммита. И если Украина не подпишет Соглашение об ассоциации, то это сильно осложнит классовый разговор о политике: власть будут критиковать уже не за ее буржуазный характер, а за пророссийскую настроенность.

 

atanasovВиталий Атанасов, журналист и активист

Самая массовая за последние восемь лет протестная мобилизация в Украине не привела к достижению каких-либо зримых результатов. Но факт выхода людей на улицы важен сам по себе: это симптом стремительно растущего недовольства правящим режимом во всех слоях общества.

Крупнейшая акция состоялась в Киеве по призыву трёх оппозиционных партий и проходила под лозунгами в поддержку интеграции с Европой. За последние год-два число сторонников подписания Ассоциации с Европейским Союзом существенно выросло. И это итог усилий не столько оппозиции с ее традиционной проевропейской риторикой, сколько самой правящей Партии Регионов и окружения президента Виктора Януковича.

Несмотря на широкую агитационную кампанию в пользу ассоциации с ЕС, реальное наполнение и последствия соглашения фактически остаются за рамками публичного внимания. Для подавляющего большинства сторонников ассоциация – символ не только прозападной ориентации и более-менее абстрактной модернизации, но и воплощение желаемого разрыва с постсоветским капиталистическим застоем.

Впечатляющий масштаб протеста выявил огромную степень недовольства режимом, олицетворяемым фигурой Януковича. Масштабная коррупция среди высшей государственной бюрократии, стремительное обогащение ближайшего президентского окружения, усиление контроля над СМИ и управляемые суды, перманентный экономический спад и хроническая задолженность перед бюджетниками – этот список может быть продолжен.

Хотя люди вышли на улицы по призыву оппозиции, партийная система в её нынешнем виде, очевидно, не устраивает слишком многих. Как и следовало ожидать, оппозиционные партии оказались не готовы к массовому протесту, и действовали исходя из сценария, ориентированного исключительно на выборы 2015 года. Партийные лидеры Яценюк, Тягнибок и Кличко недвусмысленно выказывают президентские амбиции, повторяя избитые клише: Юле – свободу, правительство – в отставку, банду – долой, Украина – это Европа.

Бессодержательная риторика и бессилие оппозиционных партий вызывает все более явное раздражение у многих участников демонстрации. Усталость от системной оппозиции не впервые даёт о себе знать, однако на этот раз она породила альтернативные площадки политического высказывания, например, Евромайдан в Киеве, – непартийную акцию на Площади Независимости.

По своим масштабам альтернативный Майдан на порядок меньше палаточного лагеря оппозиции, однако, в его границах не приветствуется партийная символика и с переменным успехом действует правило свободного микрофона.

euro2

Один из наиболее чувствительных к нюансам уличной политики членов оппозиции, лидер националистической право-популистской партии «Свобода» (до 2004 года носила название Социал-национальной) Олег Тягнибок прекрасно осознает опасность такого рода альтернативных площадок. Националист сходу заклеймил сторонников «антипартийной» линии как агентов Администрации президента.

Накануне еще один тревожный звонок прозвучал для националистов во Львове, где «Свобода» является фактически правящей партией. В кульминационный момент «европротестов» члена парламента от националистов Михальчишина выдворили со сцены, лишив слова. Организаторы акции – львовские студенческие организации – аргументировали это нежеланием слушать выступления действующих политиков.

Недоверие к системным парламентским партиям само по себе не рождает альтернативы. Но если что-то в современной протестной волне будет иметь значение для будущего подлинно демократической политики в Украине, то родится оно в пространствах, освобожденных от коррумпирующего присутствия официальной оппозиции.

 

radinskyАлексей Радинский, редактор журнала «Полiтична критика»

В один из первых дней украинского Евромайдана с протестной сцены, установленной активистами в центре Львова, был изгнан Юрий Михальчишин – народный депутат от партии «Свобода», а также лидер формируемых вокруг этой партии неонацистских банд. Это событие дало надежду, что низовой протест Евромайдана не будет присвоен «профессиональными политиками». После нескольких дней беспрерывных протестов в центре Киева все чаще звучат призывы не позволить «политизировать» Евромайдан. Доминирует мнение, что Евромайдан – это аполитичный социальный протест «за лучшую жизнь» в Европейском союзе. Что неудивительно, поскольку дискуссия об ассоциации Украины с Евросоюзом – одна из самых деполитизированных, или попросту антиполитических дискуссий, которые мне приходилось наблюдать. Политизация этой дискуссии (в смысле низовой, а не партийной политики) могла бы стать одним из основных достижений Евромайдана.

Поскольку такие категории как «правое» и «левое» практически отсутствуют в украинской публичной жизни, на их место приходят категории, в рамках которых политический спор невозможен по определению. Именно в рамках таких категорий как «свое/чужое», «верное/ошибочное», «хорошее/плохое» и происходила до сих пор дискуссия об украинской евроинтеграции. Единственный консенсус, который сущесвтует в рядах сторонников евроинтеграции (и которого, как оказалось, достаточно, чтобы вывести на улицу сотню тысяч людей) можно озвучить так: «В Европе жить хорошо». Но вот по поводу причин, по которым в Европе должно быть хорошо жить, начинается полная неразбериха.

euromaidan

В рядах сторонников ассоциации с Евросоюзом немало тех, кто считает, что жить в Европе хорошо потому, что государство там не вмешивается в экономику, собирает низкие налоги и вообще запрещает коммунистическую идеологию или хотя бы приравнивает ее к нацистской. Не меньше и тех, кто уверен, что в Европе хорошо, потому что там государство заботится о своих гражданах, выплачивая им высокие зарплаты и пенсии. Понятно, что в этих условиях необходима собственно политическая дискуссия по поводу того, в какую именно Европу мы хотим интегрироваться. Дискуссия, свободная от пропаганды с обеих сторон – как от промывания мозгов пророссийскими марионетками, так и от создаваемой на деньги Евросоюза идеологической продукции в духе позорной колониальной видео-кампании «Сильнее вместе». Дискуссия, которая могла бы вернуть в украинскую политику утраченные категории «левого» и «правого».

Идеальной площадкой для такой дискуссии мог бы как раз послужить Евромайдан. И пока присутствие «правой» категории ограничивается обилием партийных флагов «Свободы» и периодическими антисемитскими заявлениями ее членов у «свободного микрофона», левые имеют неплохой шанс политизировать Евромайдан в свою пользу.

 

Твитнуть

 

Комментарии Отменить

  • Максим Фирсов 9 лет ago

    За этот текст авторам в будущем будет стыдно…
    http://liva.com.ua/opportunyzm-evrolevyh.html

    Ответить
последние комментарии к записи
  • Максим Фирсов 9 лет ago

Разделы

Подпишитесь на обновления :
  • Twitter
  • Facebook
  • RSS
  • Почтовая рассылка 

Почта для связи: openleft@openleft.ru