На убийство Бориса Немцова
Требовать прозрачного расследования и немедленного прекращения разжигающей ненависть пропаганды.
Пока сложно сказать, как именно вчерашнее убийство Бориса Немцова изменит ситуацию в стране— но в том, что это случится, нет никаких сомнений. Этот акт террора, кто бы его ни осуществил, неразрывно связан с разнузданной шовинистической пропагандой, которая уже на протяжении года сопровождает агрессивную внешнюю политику Кремля. Одним из главных мотивов этой пропаганды, с момента крымской речи Владимира Путина, была ненависть к «пятой колонне», «национал-предателям», которая должна сплотить нацию перед лицом испытаний. «Внутренний враг» не был анонимным— у него было несколько лиц, постоянно смотревших с билбордов позора, и несколько имен, бесконечно повторяемых по ТВ. Одним из них, врагов, был Борис Немцов. И даже накануне его гибели НТВ готовило очередное грязное «расследование» «русского Майдана», в котором Немцов в очередной раз должен был стать одним из главных героев.
Да, Борис Немцов был одним из важных действующих лиц в ельцинской элите второй половины 1990-х, и несет полную ответственность (наравне, например, с Путиным) за социальные катастрофы и политические преступления этого периода. Его взгляды можно определенно назвать праволиберальными, а его внешнеполитическую ориентацию— проамериканской. Многим подобные взгляды, как мы знаем, сегодня совсем не мешают находиться на руководящих должностях в российском правительстве или крупных коммерческих компаниях. Однако негласным правилом является запрет на публичную критику действий кремлевской власти в Украине, на открытый протест против присутствия российских войск на территории другой страны. Именно это правило последовательно нарушал Борис Немцов, именно это вывело его в топ главных «внутренних врагов», именно это стало настоящей причиной его убийства.
Конечно, убийство Немцова стало неприятной неожиданностью для федеральной власти, продолжающей из последних сил поддерживать иллюзию стабильности и управляемости внутри страны. Его заказчиками и исполнителями могли стать и определенные круги среди «силовиков», заинтересованные в росте напряженности, и самодеятельные группы прикормленного «антимайдана», вышедшие из ветеранов Новороссии или бойцов Кадырова. В любом случае, дальнейшее развитие событий зависит от того, как общество ответит на это убийство. Решение либеральных лидеров перенести марш из Марьино в центр города, к месту гибели Немцова, совершенно оправданно. После того, что произошло в эту ночь, повестка в стране изменилась, и свершившееся убийство стало ключевым политическим вопросом момента.
Выходя завтра на улицы, необходимо требовать:
— независимого и прозрачного расследования убийства Бориса Немцова
— немедленного прекращения агрессивной пропаганды на центральных каналах, разжигающей ненависть в обществе
— реальной и безусловной свободы слова и собраний
— прекращения военного вмешательства в Украине
— выработки антикризисной программы, ориентированной на помощь людям, а не банкам и нефтяным корпорациям