• View Documentation
  • Submit a Support Ticket
  • Suggest a Feature

You have the latest version of ColorLabs Framework

→ Your version:

Ни Москва, Ни Вашингтон | Открытая левая | Один шаг действительного движения важнее целой дюжины программ (Маркс)
11.07.2016

Открытая левая

Политика, Статьи
  • Кто и зачем?

Ни Москва, Ни Вашингтон

Илья Будрайтскис / 11 июля 2016 /

Заметки о варшавском саммите НАТО и антивоенном контр-саммите

no-moscow

Главным итогом прошедшего в эти выходные Варшавского саммита НАТО стало официальное провозглашение стратегии «сдерживания» России. Практическое следствие этой декларации выглядит пока скромным в военном отношении – на территории Польши, Литвы, Латвии и Эстонии будут размещены иностранные контингенты, общая численность которых составит всего 3 тыс. человек. Куда важнее политическое содержание такого решения: «российская угроза» определяется, прежде всего, как гибридная – то есть неявная, существующая на грани войны и мира, государственной политики и общественной динамики.

В сегодняшнем противостоянии России и НАТО идея «гибридности» вообще является ключевой. Еще в январе 2013 года начальник российского Генштаба генерал Герасимов выступил со своим знаменитым докладом, в котором констатировал наступление «революции в военном деле». Призывая Кремль вынести должные уроки из событий «арабской весны», Герасимов утверждал, что сегодня «акцент используемых методов противоборства смещается в сторону широкого применения политических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных мер, реализуемых с задействованием протестного потенциала населения”.

Получается, что в эпоху, когда открытая война между суверенными государствами невозможна, скрытая война пронизывает общество. Любой внутренний конфликт превращается в основное поле битвы, по отношению к которой военное вмешательство является лишь дополнением. Гибридная милитаризация захватывает публичную сферу, где каждое высказывание может превратиться в оружие врага.

Принятая правительствами в качестве объясняющей картины мира, идея гибридной войны приобретает черты государственной политики, преобразующей реальность. Так как классические законы войны больше не действительны, противостояние развертывается как серия неявных, постоянно меняющих форму сигналов, которые должны считываться уже не столько политиками, сколько военными. За каждым сигналом следует ответ в виде сигнала противоположной стороны, который в свою очередь, тоже получает сигнальную реакцию. С середины 2000-х, расширения НАТО в Восточной Европе и российско-грузинской войны, конфликт раскручивался через последовательность воображаемых взаимных сигналов, постепенно вбиравших в себя все многообразие проявлений общества – от борьбы за открытость информации (деятельность Ассанжа или Сноудена) до массовых движений (сирийская революция, московские протесты или киевский Майдан). Любое независимое политическое действие, любое индивидуальное стремление изменить к лучшему мир или свою страну втягивались в мутную логику гибридности.

Государственный ответ на гибридную угрозу, таким образом, не имеет четких границ: это не только рост вооружений, но и всесторонее усиление контроля над обществом. Противодействие гибридной войне – наилучшее оправдание практически любых действий элиты, которое было придумано за весь период после окончания войны Холодной. Сопротивление этой разрушительной, парализующей общество логике должно быть сегодня главной задачей левых по обе стороны линии нового “сдерживания”.

Тем не менее, мы видим, что значительная часть левых, иногда вопреки своим искренним намерениям, фактически включается в гибридные игры, пытаясь “понять” или оправдать рост милитаризации одной сторон. Например, накануне варшавского саммита ведущий польский левый журнал “Политическая критика” опубликовал текст, призывающий поддержать усиление контингента НАТО как “реалистическое” решение перед лицом российской агрессии в Украине. Близкую позицию (хотя и более осторожно) заняла крупнейшая левая польская партия Razom (Вместе). С другой стороны, не секрет, что многие видные представители немецкой Die Linke ограничивают свой антимилитаризм повторением шаблонов кремлевской пропаганды, отрицая военное присутствие России на востоке Украины и оправдывая аннексию Крыма как законный ответ на расширение НАТО.

demo3

Расползание левых по разным сторонам геополитического противостояния постоянно стимулируется взаимными обвинениями в гибридности – как чьих-либо “полезных идиотов” или платных агентов. Единственный способ противостоять этому (а заодно выявить степень искренности самих «понимающих» Путина или НАТО) можно только через критику империализма и милитаризма как глобальных феноменов, как актуальной формы существования капитализма (а ведь именно это являлось главным тезисом классической работы Ленина).

Эти трудные и, вероятно, главные вопросы для европейского левого движения обсуждались на антивоенном контр-саммите, который проходил в Варшаве 8 июля. Его участники – антивоенные активисты из Германии, Польши, Швеции, Финляндии, США, Португалии, Франции, Чехии и Австрии – представляли разные позиции внутри европейской левой, иногда опасно приближаясь к знакомым фигурам “понимания” Путина. Однако вместо того, чтобы бросать обвинения, стоит задуматься, почему, например, многие американские левые считают источником практически всех военных конфликтов политику своего правительства и в связи с каким историческим опытом немецких левых так беспокоит постоянное расширение присутствия германской армии за пределами своей страны. В коротком выступлении я попытался объяснить: быть последовательным социалистом и антимилитаристом в России можно лишь тогда, когда ты недвусмысленно выступаешь против агрессии в Украине, против военной поддержки Асада, против давления на страны постсоветского пространства. И надо сказать, что этот тезис был положительно принят большинством участников.

demo1

«Больницы вместо танков».

На следующий день, 9 июля, в центре Варшавы прошла антивоенная манифестация, в которой приняло участие лишь несколько сот человек. Это скромная цифра – результат агрессивной информационной кампании польских медиа и политического мейнстрима, практически прямо объявляющих кремлевским агентом каждого, кто не согласен с необходимостью стремительного роста военного бюджета (который только за последний год увеличился на 20 %). Небольшая демонстрация в Варшаве, разумеется, также оказалась включена в информационные войны – польские СМИ практически полностью ее проигнорировали (за исключением, наверно только Gazetа Wyborcza), зато как пчелы на мед слетелись всевозможные RT, НТВ и LifeNews.

Такая ситуация не первая и не последняя, когда антимилитаристское движение рискует стать объектом манипуляций в череде бесконечных гибридных сигналов элит и государств. Единственный способ избежать этого – постоянно, упорно отрицать саму логику противостояния, жертвой которой всегда становятся простые люди по обе стороны фронта. И главный лозунг польских организаторов акции — «Ни Москва, ни Вашингтон» — точно соответствовал этой задаче.

Илья Будрайтскис — публицист, исследователь.

 

Твитнуть

 

Комментарии Отменить

  • Neither Moscow, nor NATO: Notes on the NATO summit and the antiwar counter-summit in Warsaw | Lefteast 7 лет ago

    […] Translated by Sean Guillory, author of Sean’s Russia Blog, from the Russian original on OpenLeft. […]

    Ответить
  • DUCHEM I CIAŁEM I TCHÓRZEM PODSZYCI | Dyktatura Proletariatu 7 лет ago

    […] sensie żałuję, że 8 lipca nie było nas na antyszczycie. Chcecie wiedzieć dlaczego? Proszę: http://openleft.ru/?p=8339. Chciałbym uścisnąć prawicę Ilji Budrajskisa. Prawda jest taka, że to co jego pozytywnie […]

    Ответить
последние комментарии к записи
  • Neither Moscow, nor NATO: Notes on the NATO summit and the antiwar counter-summit in Warsaw | Lefteast 7 лет ago
  • DUCHEM I CIAŁEM I TCHÓRZEM PODSZYCI | Dyktatura Proletariatu 7 лет ago

Разделы

Подпишитесь на обновления :
  • Twitter
  • Facebook
  • RSS
  • Почтовая рассылка 

Почта для связи: openleft@openleft.ru