Неравенство в России: в поисках настоящих цифр
Значение имеют не только фактические данные, но и восприятие неравенства населением.
Составить себе впечатление о реальном уровне социального неравенства в России очень непросто.
С одной стороны, есть официальная статистика. Индекс Джини, измеряющий неравенство доходов, по данным Росстата в 2012 году в России составил 0,42. Это выше, чем в европейских странах, но ниже, чем в США, где по данным на 2007 год (последний, по которому доступна статистика CIA Factbook) этот показатель составлял 0,45. Это также значительно ниже, чем в Китае (0,47 на 2012 год), Бразилии (0,51 на 2012 год) и ЮАР (0,63 на 2005 год, все данные – CIA Factbook).
Другими словами, по официальным данным Россия – страна с высоким, но не сверхвысоким неравенством.
Однако к этим данным есть множество вопросов. Так, либеральный экономист Сергей Гуриев писал, что цифры Росстата не учитывают лиц со сверхвысокими доходами и «неравенство может быть на самом деле выше на 10 или даже 20 процентных пунктов».
Помимо неравенства в доходах делаются попытки измерить неравенство в богатстве. Одна из самых заметных таких попыток, которую популяризовал тот же Сергей Гуриев в статье в «Ведомостях», предпринята аналитиками швейцарской финансовой компании Credit Suisse. Их наделавший много шума отчет Global Wealth Report второй год отводит России первое место в мире по уровню неравенства, если исключить маленькие островные государства.
Так, Гуриев и Цывинский приводят данные прошлогоднего отчета Credit Suisse: «По данным Global Wealth Report, на долю самых богатых 1% россиян приходится 71% всех личных активов в России. Для сравнения: в следующих за Россией (среди крупных стран) по этому показателю Индии и Индонезии 1% владеет 49% и 46% всего личного богатства. В мире в целом этот показатель равен 46%, в Африке — 44%, в США — 37%, в Китае и Европе — 32%, в Японии — 17%».
В отчете Global Wealth Report за 2013 год Россия также объявлена страной с самым высоким неравенством в мире: 110 миллиардеров владеют 35% всех активов.
Однако к этим данным вопросов не меньше, чем к официальной статитике. В исследованиях национального богатства основная проблема заключается в том, как это богатство измерить. И здесь авторы Global Wealth Report приводят очень странные цифры: совокупные активы в России в 2012 году составляли 1,3 трлн долл, в 2013 году – 1,2 трлн долл. По этому показателю Россия отстает практически от всех стран, данные по которым приведены в отчете. Национальное богатство Сингапура оценивается в 1,1 трлн долл, хотя его население составляет всего 5 млн человек.
«По подсчетам независимого эксперта по инвестициям Александра Брагина, стоимость одного лишь принадлежащего россиянам жилья в разы больше – порядка 4 – 4,5 трлн долларов, – сообщает «Эксперт». – И это не говоря уже обо всем другом: нежилой недвижимости, дачах, землях, транспортных средствах, доли в бизнесе и прочем. Кроме того, есть еще и финансовые активы, т.е. наличные деньги, депозиты, страховки, пенсионные накопления, акции, облигации, паи фондов и так далее. Все вместе явно превышает 5 трлн долларов. Из этой цифры закономерно вытекает и опровержение мифа о каком-то невероятном, даже рекордном расслоении в уровне благосостояния граждан России».
Критика Global Wealth Report кажется нам совершенно справедливой, и впечатляющие выводы аналитиков, похоже, действительно не имеют под собой никакого основания. Достаточно сказать, что даже численность населения России указана в отчете неверно: необъяснимым образом там приведена цифра в 139 млн человек. По данным Росстата, в стране живет около 143,3 млн человек.
В целом ни Росстат, ни Global Wealth Report, ни другие исследования не предоставляют надежных данных об уровне неравенства в России.
И все же характерно, что астрономические цифры неравенства не вызвали никакого протеста у людей, с возмущением делившихся ссылками на данные Credit Suisse в социальных сетях. Такая установка сама по себе является социологическим фактом.
В исследовании Института социологии РАН приводятся следующие данные: «…страдающими от неравенства доходов посчитали себя 61% бедных «по доходам», 58% бедных «по лишениям» и 44% небедного населения, от неравенств в доступе к медицинскои? помощи страдали соответственно 44%, 45% и 35%, от неравенства жилищных условии? – 36%, 35% и 26%, а от неравенства в доступе хорошим рабочим местам – 36%, 34% и 26% соответственно. По самооценкам, не страдают ни от каких типов неравенств 16% небедного населения при 5% бедных «по доходу» и 8% бедных «по лишениям».
При этом по результатам исследования россияне демонстрируют «социал-демократические» взгляды. С одной стороны, требование абсолютного равенства без каких-либо исключений не слишком популярно даже среди самых бедных:
Даже при явно избыточных неравенствах в современнои? России, от которых страдают, прежде всего, именно бедные, они, тем не менее, не являются безусловными противниками существования значительнои? разницы в доходах, если она обусловлена справедливыми, в их представлениях, причинами: так, с утверждением о том, что большая разница в доходах людеи? необходима, чтобы отразить разницу в их талантах и усилиях, согласились 35% бедных «по доходам», аналогичная доля выразила свое несогласие, а 30% затруднились дать определенныи? ответ. Среди бедных «по лишениям» с этим согласились 31%, не согласились 34%, и еще 35% не определились с ответом. Кроме того, 43% бедных «по доходам» считают, что в любом обществе всегда есть и будут неравенства, это естественно и справедливо (при более низкои? доле – 27% – несогласных с этим утверждением и 30% не определившихся).
С другой стороны, большинство населения считает, что в справедливом обществе различия в уровне жизни людей должны быть небольшими:
…в силу того, что большинство бедных, как было показано выше, страдает от целого ряда неравенств, неудивительно, что две трети (66%) из них считают, что в справедливом обществе различия в уровне жизни людеи? должны быть небольшими. Впрочем, это отражает и мнение остального населения – 60% небедных также выразили согласие с этим утверждением.
Авторы исследования делают следующий вывод: «…модель общества, к которой стремятся российские бедные, не сводится к желанию «все отнять и поделить» – она предполагает равные возможности для всех добиваться улучшений своей жизни и допускает существование неравенств, возникших на справедливых, по их оценкам, основаниях».
С другой стороны, как отмечают авторы исследования, «Динамика данных показателей за последние 10 лет говорит о том, что толерантность бедных к конкретным проявлениям неравенств, за некоторыми исключениями, снижается – по всей видимости, в результате роста ощущения их нелегитимности и избыточности, а также все большего обострения проблемы неравенств разных типов, затрагивающих их лично и общество в целом – прежде всего, проблем образования и здравоохранения».
В целом исследование ИС РАН демонстрирует, что население России, пусть оно и не стремится к абсолютном равенству, все острее воспринимает существующие неравенства, а вера в то, что наиболее богатые создали свои состояния честным трудом не слишком распространена. Отметим, что даже по данным Росстата неравенство доходов росло в течение всего постсоветского времени, включая путинский период, и продолжает расти. Так что пессимизм россиян в отношении социальной справедливости вполне оправдан, однако их ценностные установки по-прежнему создают запрос на левую политику.
Илья Матвеев — исследователь и преподаватель.
Иллюстрация: Тимофей Радя.