«В объемах и пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение»
Эксперты и активисты рассказали «Открытой левой», что стоит за идеей разборки и переноса Шуховской радиобашни.
Скандал вокруг Шуховской башни, которую на прошлой неделе было решено разобрать и перенести на новое место, заставляет задуматься о том, что «цивилизованный» неолиберальный урбанизм с его ухоженными парками и кафе, похоже, мало чем отличается от урбанизма дикого, то есть лужковского. Предназначенную к реставрации и находящуюся в госсобственности Шуховскую радиовышку,—памятник архитектуры и техники, смонтированный в 1922 году, первую крупную послереволюционную постройку в Москве,—несмотря на протесты экспертов и жителей решено фактически уничтожить, а «воссозданную» копию поставить на «видном» месте. Перенос исторически связанного со своим кварталом знакового памятника противоречит идеям децентрализации культурной инфраструктуры, которые в последнее время декларирует через своего главного спикера Капкова Москва, в чье распоряжение, похоже, переходит башня. Но, главное, за всей этой странной историей с перемещением маячит крайне амбициозный план точечной застройки и даже, возможно, редевелопмента всего окружающего жилого района, который тоже является памятником конструктивизма 1920-х-1930-х годов. «Открытая левая» попросила архитектурных экспертов и активистов рассказать о том, можно ли разбирать и собирать Шуховскую башню, почему самое видное место—не самое правильное, и что грозит жителям Шаболовки, если башню все-таки перенесут.
Анна Броновицкая
Историк архитектуры, доцент МАРХИ, член секции по наследию советского периода Федерального научно-методического совета по наследию, член DOCOMOMO-Россия
Министерство связи обратилось к Правительству РФ с предложением демонтировать радиобашню, которая уже не используется по назначению, и, видимо, получило поддержку. 7 марта опубликован проект правительственного постановления, судя по которому вроде бы получено согласие и от Министерства Культуры, которое до того довольно решительно выступало против этого плана.
Утверждается, что башню аккуратно разберут, а потом заново соберут на новой площадке, где она будет лучше видна и сможет быть задействована в качестве туристического объекта. Но башню разобрать в принципе невозможно из-за особенностей ее конструкции и состояния. Если ее разберут, то собрать ее уже не получится—можно будет только построить новую.
Министерство связи выдвигает в качестве аргумента то, что она может обрушиться, а в зоне разрушения — 17 зданий, в том числе жилые дома, школа и детсад, а также автостоянка. Между тем, есть заключение ЦНИИСПК им. Мельникова — организации, которая специализируется именно на металлических строительных конструкциях, и которая в течение десятилетий следила за состоянием башни. И в этом заключении прямо говорится, что хотя процессы коррозии зашли довольно далеко, поскольку много лет не проводилась необходимая защитная обработка, опасности обрушения нет. Сетчатая конструкция так хорошо перераспределяет нагрузки, что такого рода вышки в принципе не падают. От них могут отваливаться детали, но тогда они падают вниз, а не разлетаются в стороны. А на бок она завалиться может, только если ее подпилить с одной стороны. Так что опасность для жизни людей— это совершенно ложный аргумент, люди могут пострадать только в том случае, если стоят прямо под башней, а туда доступ сейчас закрыт.
Радиобашня на Шаболовке, которую мы привыкли называть Шуховской, давно является официально охраняемым объектом культурного наследия—и у РТРС, у которой на балансе находится башня, подписано охранное обязательство. Организация, много лет получавшая прибыль от эксплуатации башни и не обеспечивавшая ей элементарного ухода, теперь отказывается тратиться на исполнение этих обязательств и пытается от башни избавиться.
Самой правдоподобной версией того, почему башню хотят разобрать, мне кажется редевелопмент участка. Пусть даже башню хотят разобрать и заново собрать, но зачем ее переносить? Вероятно, дело в том, что пределах Третьего кольца запрещено строить высотные здания, но есть правило, по которому на участке можно построить здание той же высоты, что и ранее существовавшее там строение (высота башни—150 метров). И я думаю, что это более существенный повод, чем недостаточность суммы, выделенной на реставрацию.
Я хочу обратить внимание на то, что в проекте правительственного постановления, выложенном на официальном сайте правительства РФ, говорится, что план демонтажа не потребует дополнительных вливаний бюджетных денег и уложится в выделенную сумму. Но на чьи средства башню собирать и во сколько это может обойтись? Ясно, что такая операция не дешевле простой реставрации без перенесения.
Еще нужно отметить, что по закону об охране культурного наследия памятник не отделим от участка, и в законе это ясно прописано. И меня очень тревожит, что принимающие решения официальные лица пренебрегает этим положением.
Шуховская башня— это первая крупная постройка, реализованная в Москве после революции, доминанта, в большой степени определявшая вид города в ХХ веке. Совсем рядом с башней на рубеже 1920-1930-х был построен конструктивистский жилой комплекс, Хавско-Шаболовский жилой массив, который сам по себе является объектом культурного наследия, и ценность этого места в сочетании жилой застройки с башней.
Я, честно говоря, опасаюсь, что речь вообще идет о глобальном редевелопменте всего района, который уже начался со сноса конструктивистских Донских бань. Следующей жертвой может стать Хавско-Шаболовский жилмассив, ведь все время идут попытки исключить конструктивистские жилые комплексы из реестра культурного наследия. При реконструкции на рубеже 1970-1980-х годов там были допущены искажения — выровнена высотность, утрачена оригинальная окраска, но все равно, это отличная застройка с прекрасной планировкой домов и вполне приличными квартирами, и имело бы смысл не разрушать комплекс дальше, а восстановить утраченную окраску и продвигать как район с ярко выраженной идентичностью.
Помимо всего остального, мне совершенно не нравится мысль о том, что копию башни построят в другом месте. Ведь это очень сильная вещь, которая полностью изменит то место, где она окажется. В качестве возможной площадки, среди прочих, предлагается ВВЦ, где включение чуждой доминанты разрушит ансамбль. Идею о переносе поддержал Департамент культуры правительства Москвы. По-видимому, Сергею Капкову понравилась мысль, что в его распоряжении окажется башня и можно будет поставить ее на видном месте. Но это ошибка. Вместо того, чтобы пытаться переместить башню, надо забрать ее у Минкомсвязи вместе с площадкой и строить культурную инфраструктуру там же, где она стояла всегда. Это вполне в русле актуальной сегодня политики децентрализации культуры.
Александра Селиванова
Директор Центра Авангарда Московского музея толерантности
На наших глазах крупнейший памятник архитектуры ХХ века собираются взять и уничтожить. Выражаясь словами проекта Постановления, представленного Медведеву на подпись, – «включая разборку и последующее восстановление на новом месте в объемах и пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1922 году». Все откровенно: это не реставрация, а разбор оригинальной башни и монтаж некоего объекта, который будет повторять памятник.
Шуховская башня – эталон инженерного сооружения, собранного деталь к детали практически лично Шуховым и его командой гороховецких мастеров-котельщиков. Ценно в нем все: и уникальная гиперболоидная конструкция, и ее монтаж на лебедках, без всяких кранов и хитрых механизмов, и местоположение (выбрана была самая высокая точка Москвы – Шаболовка), и история – от утопии всемирной Башни Коминтерна до «голубых огоньков». Чтобы освободить прекрасный участок земли возле Садового, используются ложные предпосылки, о которых мне хотелось бы сказать.
Во-первых, все утверждения о том, что это «типовое сооружение», «памятник инженерной мысли, а не архитектуры», поэтому его можно двигать, — подлог. Попробуйте сказать что-то подобное про Эйфелеву башню. Во-вторых, манипуляцией является утверждение, что в исключительных случаях памятник архитектуры можно переносить – если нахождение его в прежнем месте опасно для его сохранности (в случае стихийных бедствий, затоплений, техногенных катастроф). Ведь никакой катастрофы (не считая многолетнего бездействия собственника, то есть Министерства Связи) нет. Другая хитрость –идея о ее «сборности-разборности». В башне нет винтов, только тысячи заклепок, которые никто не будет высверливать. В эти сроки и за 119 млн рублей конструкция будет просто распилена на части. Странная ситуация со спешно проведенной технической экспертизой – ее материалы скрываются, доступны только катастрофические выводы о возможном обрушении. Выполнена она была непрофильной организацией, занимающейся бетонными конструкциями. Кстати, башня Шухова аналогичной конструкции на Оке простояла пару лет подпиленной на треть – и не обрушилась. Так что нужна новая экспертиза.
Башня – ось уникального конструктивистского района. Здесь невероятная концентрация памятников авангарда, все это объекты из учебников –Хавско- Шаболовский жилмассив группы АСНОВА, и первый дом-коммуна Вольфензона (весь комплекс ориентирован на башню), и знаменитое на весь мир общежитие Николаева, и Мосторг Олтаржевского, и жилмассивы Гознака и в Рощинских улицах. Этот район мог бы стать аналогом «Красной Вены» или городка Тони Гарнье в Лионе. Выдернуть из него доминанту и перенести в Парк Горького или на ВДНХ – тоталитарный подход к городу, где памятники концентрируются в более статусных зонах, тогда как окраины маргинализуются. Забавно, что сейчас Депкульт так много говорит о внимании к Москве за пределами Садового кольца, много заявлено весьма капиталоемких проектов, – но вот конкретные дела, смотрите. Выкорчевали – и пересадили в свой любимый домашний палисадник.
Владимир Шухов
Президент фонда «Шуховская башня»
В прошлую пятницу в Общественной палате состоялось заседание комиссии по культуре по вопросу о Башне. Присутствовали представитель ее непосредственного владельца, ФГУ Российские Телетрансляционные Сети, заместитель министра связи Волин, представитель Мосгорнаследия и глава разрешительно-лицензионного отдела памятников Цветнов. Были еще, кроме архитекторов и историков, специалисты из двух НИИ: им. Мельникова, который всю жизнь контролировал башню, и второго — НИИ Промзданий им. Кучерены. Они в один голос заявили, что можно башню не разбирать: коррозия есть, но это ремонтируется, и не только можно, но и нужно делать реставрацию на месте. Министр связи Волин сказал, что башня министерству не нужна, земля тоже. Встал вопрос о смене владельца. Министерство культуры не горит желанием, Москомимущество тоже—и фонд Шухова предложил свои услуги, если будет сохранено выделенное на реставрацию госфинансирование.
В тот же день появляется на сайте Правительства РФ постановление о переносе на новое место, которое должен определить Минкульт и Москва, а Минфин уже нашел деньги на разборку. И стало понятно, что идет большой нажим, какого я, за все те годы, которые занимаюсь архитектурным наследием в Москве, еще не видел.
Дело в том, что на углу улицы Хавской и Шухова стоит здание делового центра Шухов-плаза, территория которого примыкает к территории башни. Вместе эти территории равняются где-то 2 гектарам, а на таком участке можно построить здание огромной высоты. Судя по тому, как настойчиво продавливается вопрос о разборке и переносе, дело именно в желании строить что-то на этой территории. По нашим оценкам площадь здания, которое можно тут возвести, тянет на 1,5-2 миллиарда долларов продаж площадей.
Между прочим, в 2009 году по распоряжению, подписанному Путиным, было выделено 135 миллионов рублей на реконструкцию башни, все этапы работ были расписаны поэтапно—к 2013 они должны были быть завершены. Из этих денег 60-70 миллионов было потрачено на ремонт Останкинской башни после пожара. Это нецелевое использование средств. И между прочим, на заседании Общественной палаты предлагалось взыскать с Минсвязи сумму на полную реставрацию башни—идея разумная, поскольку именно Минсвязи как собственник ее до этого состояния довел.
Сейчас готовится большое письмо, подписанное мировыми инженерными экспертами и архитекторами. Поднялась волна общественной поддержки. Студенты МАРХИ вышли на улицу и собирали подписи. Планируется пикет. Ведь для тех, кто живет там, постройка небоскреба на месте башни—это будет просто конец, полный коллапс.
Программа-максимум, которую предлагает Фонд, — произвести реконструкцию не только башни, но и всей прилегающей территории. Сейчас к этому объекту культурного наследия нет нормального доступа, башня огорожена со всех сторон, подойти к ней невозможно. Минсвязи владеет территорией строго под башней, это 25 соток. Вокруг неё — территории разных владельцев. Например, недострой в 14 этажей с выбитыми стеклами, его владелец находится в розыске. Он строился для организации «Космическая связь», там бетонные конструкции, которые даже взрывом не разрушишь. И на восстановление этого здания деньги выделялись, как говорят, аж дважды, но оба раза они исчезали. Кроме того, к башне прилегают площадки ВГТРК, а с другой стороны – техникум, который готовит поваров и парикмахеров. Еще есть пустырь, огороженный забором, его владелец неизвестен. Есть жилой дом сталинский. Ну, и, наконец, Шухов-плаза, — когда-то это был советский НИИ, который перестроили под офисный центр.
Выходит получастная-полугосударственная история. Приватизированный НИИ, техникум, неизвестный пустырь и участок ВГТРК. Понятно, что надо решать вопрос комплексно. Хотя бы сделать вокруг башни каре с проходами. А в идеале— центр инженерного искусства с библиотекой, образовательными и лабораторными площадками.
В мэрию Москвы Архнадзором было подано уведомление о планирующемся на 18 марта пикете в поддержку Шуховской башни (накануне годовщины начала радиовещания 19 марта). Информация о времени и месте пикета будет обновляться.